Чертежи планеров

Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 
Моделирование

Постройку модели начинайте с изготовления рейки корпуса с носовым грузиком. Общая длина ее в собранном виде составляет 850 мм. Сама же рейка имеет длину 800 мм.

Из соснового прямослойного и сухого дерева выстрогайте ровную рейку указанной длины с сечением 10 на 5 мм так, чтобы ее ширина была в 10 мм, а толщина — 5 мм. Один конец рейки, как видно на рисунке, острогайте наискосок до половинной ширины, с 10 до 5 мм (отступя на 100 мм от конца). В противоположном конце рейки сделайте сквозной пропил по ширине рейки на глубину 80 мм. Пропил этот лучше всего сделать полотном от слесарной ножовки или какой-либо другой мелкозубой пилкой. Ширина же пропила должна быть не менее одного миллиметра. В этот пропил придется вставить носовой грузик.

Носовой грузик выпилите лобзиком или вырежьте ножом из обыкновенной трехслойной фанеры, имеющей толщину 4 мм. Та часть грузика, которую вставляют в рейку, должна быть утончена с обеих сторон. Для этого кончиком острого ножа прорежьте линии, ограничивающие полоски утончения на глубину одного слоя с каждой стороны грузика, и отщипните эти полоски. Теперь обработайте стеклянной бумагой рейку и грузик так,чтобы они были гладкими и чистыми. Вместе с тем при ошкуровке рейки не округлите остроту ее ребер.

чертежи планеров

чертеж планера

 


чертежи планера

Способ соединения носового грузика с рейкой

 

Для этого чистите каждую сторону в отдельности, положив рейку на стол, а не навесу. Примерьте, хорошо ли грузик входит в пропил рейки. При вклейке грузика обратите внимание на то, чтобы он смотрел вниз, считая, что скос хвостовой части смотрит вверх. Смажьте обозначенную часть грузика горячим столярным клеем, плотно вставьте в рейку и положите под пресс до полного высыхания клея. После этого очистите рейку и грузик от выступившего и засох-
шего клея и для придания им более аккуратного и красивого вида окрасьте тонким слоем акварельной краски или разбавленной гуашью. В случае окраски гуашыо рекомендуем в краску прибавить несколько капель столярного
или малярного клея для того, чтобы после высыхания она не пачкала рук и не слезала.

Крыло планера

На чертеже 4 дано изображение крыла в плане при виде его сверху. Переднюю и заднюю кромки, имеющие длину заготовок по 820 мм, выстрогайте сечением 3 на 4 мм. Запас длины заготозок кромок по 20 мм берется длиннее для удобства сборки каркаса крыла. Поперечники крыла — нервюры — выстрогайте из бамбука в количестве девяти штук. При обработке нервюр «до нужного сечения (1,5 на 3 мм) обязательно оставляйте глянцевую часть — корочку; она является самой прочной и упругой частью древесины. Глянцевая сторона нервюр должна быть наиболее широкой — там, где она 3 мм. Длина заготовок всех нервюр должна быть взята «с запасом, с учетом на сокращение длины при изгибе. Сделайте эти заготовки длиной по 130 мм. При обработке заготовок нервюр пользуйтесь битым стеклом и шкуркой. Все они должны быть между собой равны как по длине, так и по сечению. Теперь приступайте к выгибанию нервюр. Выгибание производите над электроплиткой, керосиновой лампой или свечой; при этом следите, чтобы глянцевая сторона всех нервюр смотрела вверх горбиком; не подгорела бы древесина, а главное, чтобы все 9 штук нервюр были согнуты строго одинаково между собой.

Промерьте длину между концами уже изогнутых нервюр — она должна быть 120 мм. Если больше, то лишнее отрежьте, а концы заточите острыми лопаточками.

Теперь приготовьте негустой горячий столярный клей или же другой какой-либо годный для склейки дерева клей и приступайте к сборке крыла.

Сборка крыла

Обе кромки, имеющие длину по 820 мм, положите на соответствующие места рабочего чертежа. Отметьте карандашом те места на кромках, где будут находиться поперечные планочки — нервюры. С обеих сторон каждой кромки останутся лишние кусочки по 10 мм. Вы их обрежете только после окончательной сборки крыла. Теперь положите первую кромку на ребро и ножом, имеющим острый тонкий кончик, проколите кромку в тех местах, где были отмечены карандашом места для нервюр. Чтобы кромка не раскололась во время прокалывания, делайте ножом покачивание в стороны. Ту же операцию прокалывания проделайте и со второй кромкой. Глубина проколов во всех местах должна быть одинакова, а потому их лучше всего делать сквозными. Проверьте еще раз равенство размеров, изгиба всех нервюр, остроту заточки лопаточкой их концов и соедините нервюры с кромками.

Для этого одну из кромок вновь поставьте на ребро, а передние кончики нервюр, обмакнув в клей, поочередно вставьте в проколы. Теперь кончики противоположных сторон нервюр также смажьте клеем и воткните в соответствующие проколы во второй задней кромке. Во время сборки постоянно прикладывайте каркас крыла к рабочему чертежу, следя за тем, чтобы было полное совпадение. После полного высыхания клея сделайте в каркасе крыла поперечное «V», изгиб его плоскости посередине, как бы «излом» у центральной нервюры кверху выпуклой стороной нервюр. Возьмите двумя руками крыло в центре и, смочив места изгибов кромок водой, выгибайте поочередно обе кромки над огнем свечи или лампы. В этом случае нужно сосредоточенное узкое пламя. Во время выгибания кромок почаще смачивайте места изгибов и на глаз проверяйте параллельность изогнутости кромок. Величину изгиба сделайте такой, чтобы при наложении одной половины крыла на стол конец другой поднялся на 120 мм над столом. В случае, если во время изгибания кромок произойдет надлом кромки, то сделайте из бамбуковой планочки небольшую шинку и согните ее посередине. Затем с клеем наложите эту шинку на излом поверх или снизу кромки.

Хвостовое оперение планера

Изготовление деталей и сборка стабилизатора и киля аналогичны крылу. Сечение сосновых кромок 2 на 4 мм; сечение бамбуковых нервюр — 1 на 3 мм.

Все кромки и нервюры здесь делают прямыми. Для того чтобы при сборке кромки стабилизатора и киля не раскалывались, делайте их на 10 мм длиннее с каждой стороны, а после сборки обрежьте.

чертежи планеров

способ монтажа хвостового оперения

 

чертеж планера

способ монтажа крыла на рейке

 

Все детали крепления крыла и хвостового оперения делайте из миллиметровой железной или сталистой проволоки. Привязывание креплений к кромкам производите ровным однослойным рядом белых катушечных ниток, так чтобы обмотка получалась без пропусков и нахлестов.

Каждую обмотку сверху слегка обмажьте жидким клеем или лаком. Заметьте и не спутайте место привязки высокой стойки крепления крыла к передней кромке крыла, а низкой стойки крепления к задней кромке. Передняя же кромка в крыле должна быть та, к которой ближе более крутые стороны изгиба нервюр.

Обтяжка модели планера

Из папиросной или какой-либо другой тонкой бумаги нарежьте полоски-заготовки, так чтобы они были шире и длиннее соответствующих деталей каркаса по 30—35 мм. Приготовьте жидкий казеиновый клей или же клей конторский, разбавленный пополам теплой водой. Намажьте кисточкой не густо, но так, чтобы не оставалось сухих
мест, одну половину каркаса крыла. Вдвоем с товарищем растяните полоску бумаги и наложите на смазанную клеем
часть. Сразу же после накладки расправьте складки и морщинки, торопясь это сделать, пока не подсох клей. Теперь намажьте клеем вторую половину крыла и также растяните и расправьте бумагу на ней. После этого дайте хорошо высохнуть клею, а затем излишки бумаги за краями каркаса обрежьте острым ножом или же обскоблите стеклянной бумагой. Эту операцию также хорошо сделать и мелким напильником. Оклейку стабилизатора и киля делайте таким же способом, как и крыло, только бумагу накладывайте сразу на весь каркас каждой детали в отдельности.

Рейку проденьте хвостовой частью в скобки крепления крыла и продвиньте его к носовой части рейки. В хвостовой части рейки сделайте два прокола в местах, указанных на сборочном рисунке. Поставьте на свои места стабилизатор и киль и установите их так, чтобы они занимали нейтральное положение: стабилизатор — горизонтально, а киль — по оси рейки. Наметьте на центральной нервюре крыла место, отстоящее на 40 мм от передней кромки, и совместите это
место с общим центром тяжести модели, постепенно передвигая крыло назад. Центр тлжечтн модели найдите, установив рейку на острие ножа в том месте, где будет полное равновесие обеих сторон модели с уже установленным
крылом. А теперь переходите к регулировке модели на планирование.

Регулировка и запуск модели планера

Прежде чем начать регулировочные запуски, проверьте, нет ли перекосов в крыле и хвостовом оперении. Для этого в вытянутой руке поднимите модель на уровень глаз и посмотрите, параллельны ли между собой передняя и задняя кромки крыла, кромки стабилизатора и кромки киля. При наличии перекосов (восьмерок и искривлений кромок) сразу же их исправьте, выгибая в горячем воздухе над электроплиткой или другим очагом. При выгибании перекосов держите модель высоко над огнем, чтобы ее не поджечь.

Исправив все перекосы, приступайте к регулировке модели на планирование из рук, но для этого выберите место, где нет ветра. Если же при этом есть хоть самый незначительный ветерок, то запуск модели делайте строго против него. Возьмите модель за хвостовую часть рейки и, чуть наклонив нос ее книзу, легким толчком выпустите вперед.

При правильной регулировке модель, постепенно снижаясь, пролетит по прямой 8—10 м и плавно опустится на землю, слегка ударившись грузиком при посадке. В случае неправильных полетов модели пользуйтесь для регулировки нижеприведенной таблицей 1. Теперь, когда вы усвоили способы регулировки модели при запуске из рук, попробуйте запускать ее с леера в полет с большей продолжительностью. Леером здесь называется тонкая прочная нитка, которая служит как приспособление для подъема модели на высоту. В момент запуска модель становится как бы змеем и быстро поднимается против ветра. Но учтите, что в сильный ветер запускать эту модель не следует, — она легко может сломать
крылья. Так же, как и в полное безветрие, ее трудно забросить на высоту, — придется очень сильно бежать при запуске.
Следовательно, выбирайте время для запуска с леера в умеренный ветер, который определяется по признакам: "Флаг развертывается. Листья движутся. На воде заметна рябь" это соответствует скорости 4-6 метров в секунду, или же двум баллам.

Для запуска модели с леера сделайте к ней два маленьких крючка из миллиметровой сталистой проволоки и привяжите их к нижней стороне рейки. Первый крючок прикрепите к рейке под передней кромкой крыла, а второй крючок — в центре тяжести модели. Длину выступающих частей крючков сделайте 10—12 мм, а наклон их в сторону хвоста сделайте в 45°. Для леера согните из этой же проволоки колечко диаметром 15 мм. Запускайте модель теперь вдвоем с товарищем. Для этого первый запускающий становится с моделью строго против ветра. Второй запускающий закрепляет проволочное кольцо за передний крючок планера и отходит против ветра на 15—20 м. Теперь, по общей команде «пошел», — идущий с леером его натягивает и начинает бежать также противветра. Второй, с планером в вытянутой руке, немного его сопровождает и, почувствовав натяжку леера, выпускает планер из рук носом вверх. Планер устремится вверх и, достигнув определенной высоты, перестанет подниматься. Вот тогда бегущему с леером нужно его резко ослабить, тогда кольцо, соскользнув с крючка с ниткой, упадет на землю, а планер плавными кругами будет снижаться на посадку. Если окажется, что при запуске модель очень лениво набирает высоту, то необходимо колечко надеть на второй крючок. При достаточном ветре вы можете увидеть, как модель сильно раскачивает и она соскальзывает с крючка. При этом запускающему с леером бежать не следует, а в некоторых случаях надо даже немного отступить по ветру. Добиться хороших полетов модели вы сможете после достаточной тренировки в запуске. При этом могут быть и поломки модели. Ну что ж! Почините их и вновь запускайте.

Модель должна обязательно полететь.

Рисунок с таблицей 1

 

чертежи планеров

    с: с    Характер регулировоч-    Причина неверного полета    Как устранить эту    
    %    ного полета модели        причину    
    1    Модель при выпуске из руки сразу же плаш- мя падает вниз.    Слишком слабый тол- чок.    / Немного усильте тол- чок модели.    
    2    Модель стремительно    Слиш ком    Ослабьте толчок мо-    
        взмывает вверх, а затем падает беспорядочно на    сильный    дели при выпуске ее из    
            толчок.    рук.    
        землю.            
    3    Модель при взлете резко идет вверх, а по- том падает на хвост.    Задняя центровка модели.    Немного передвиньте крыло назад.    
    4    Планируя под боль- шим углом (круто вниз), модель быстро садится.    Передняя центровка.    Крыло немного перед- винуть вперед по рейке.    
    5    При правильной цент- ровке модель всё же резко опускается.    Неверно установлен стабилиза- тор.    Заднюю кромку стаби- лизатора слегка припод- нимите.    
    6    При правильной цент- ровке модель резко идет вв^рх, а затем пикирует (ныряет носом вниз).    Неверно установлен стабилиза- тор.    Заднюю кромку стаби- лизатора немного опу- стите.    
    7    Модель идет в пра- вый разворот.    Неверно установлен киль.    Заднюю кромку киля поверните слегка влево    
    8    Модель идет в левый разворот.    Неверно установлен киль.    Заднюю кромку киля поверните вправо.    
    9    Модель валится на правое или левое крыло.    Перекосы крыла или хвостового оперения.    Найдите перекос и выправьте его.    
    10    После правильногопо- лета и посадки модель теряет регулировку.    При посад- ке сбиваем- ся крепле- ния крыла или хвосто- вого опере- ния.    Подожмите щипцами ослабевшие крепления, чтобы они туже соеди- нялись с рейкой.   


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

X-Блог:: Теги

Новое Идеи Опыты Бытовое Пьянствуй бой Байдарка Своими руками Экипировка Туризм оффтоп автомобили Муравьи праздник

Поиск


Сейчас 19 гостей и 1 пользователь онлайн





Забыли данные входа на сайт?