Сухопутный буер своими руками
Спорт |
Прочитав заголовок, вы вспомните, что буер — парусная лодка или треугольная платформа, установленная на коньках. Буер можно увидеть на гигантских естественных катках — замерзших водоемах. А тут буер сухопутный. Выходит на таком буере можно кататься по суше? Такой необычный спортивный снаряд — сухопутный буер, вместо коньков установлен своими руками на колеса. Такой сухопутный буер в свое время прошел испытания на самых сложных трассах восточного побережья Каспийского моря.
Предлагаем изготовить своими руками упрощенный вариант сухопутного буера, кататься на котором можно на песчаных речных и морских пляжах, на лугах и проселочных дорогах, на больших полянах и в степи — словом, там, где есть ровная поверхность земли и дует ветер. Сухопутный буер и его конструкция изображены на рисунке снизу. Рама — главный элемент сухопутного буера. Она разборная, на болтах. Но в некоторых местах, где требуется дополнительная прочность, например в месте установки мачты, применяется сварка. Диаметр колес, длина и ширина рамы сухопутного буера существенно влияют на устойчивость всей конструкции. Поэтому к расчету размеров следует приступать после того, как подберете колеса. Если воспользуетесь готовыми колесами от детского самоката или велосипеда, учтите: колесо выдерживает нагрузку до 30 кг. Это означает, что вес сухопутного буера плюс вес человека не должны превышать 90—100 кг. Четыре колеса с запасом выдержат такую нагрузку. Только установить их придется не так, как на обыкновенной четырехколесной машине. Форма рамы сухопутного буера равносторонний треугольник. Это означает, что передние колеса расставлены широко, ведь они установлены в противоположных концах основания треугольника. А в вершине треугольника установлены два колеса на укороченной оси.
Следовательно, у сухопутного буера три точки опоры с расстоянием между осями 1300 мм и базой 1650 мм. Нетрудно заметить, что основную нагрузку воспринимает внешний обод рамы сухопутного буера. Его придется изготовить из водопроводной трубы дюймового диаметра. Концы труб соединены внутренней переходной втулкой и заклепаны.
Обратите внимание на способ крепления передней оси сухопутного буера. Ее нужно изготовить из водопроводной трубы наружным диаметром 3/4 дюйма. К раме сухопутного буера (см. разрез А — А) приклепаны две П-образные скобы из стального листа толщиной 1,5 мм. Скобы приподнимают раму над осью на 190 мм, благодаря чему сухопутного буера легче преодолевает невысокие препятствия, которые могут встретиться на пути. Концы передней оси пропущены сквозь отверстия в скобах, где удерживаются резиновыми шайбами. Дополнительную прочность оси придают выгиб трубы и крепление к стойке мачты сухопутного буера.
Два задних колеса сухопутного буера — поворотные, они закреплены на коротких горизонтальных плечах подвески напоминающей опрокинутую букву Т. Подвеска сухопутного буера сделана из водопроводной трубы наружным диаметром 3/4 дюйма. Способ крепления подвески к опорной раме и рулю сухопутного буера показан на разрезе Б — Б. Как видите, вертикальный конец этой подвески до упора пропущен через подшипник — две стальные пластины, между которыми установлена стальная втулка. Пластины охватывают середины опорных труб и надежно удерживаются заклепками. А верхний конец подвески сухопутного буера заканчивается петлей, в которой установлена четырехугольная трубчатая рама — руль.
Задняя подвеска сухопутного буера вместе с рулем, сиденье, подножка и мачта закрепляются на двух опорных трубах и фиксируются болтами на ободе рамы. Продольные и поперечные трубы придают всей конструкции сухопутного буера дополнительную прочность.
Трубчатые стойки служат силовыми элементами мачты сухопутного буера. Поэтому их верхние концы приварены к втулке, в которую вставляется мачта, а нижние — болтами притягиваются к ободу рамы сухопутного буера, передней оси и поперечной опорной трубе, служащей подножкой. Нижний конец мачты зажат двумя стальными накладками, стянутыми болтами М8 (см. разрез В — В). Накладки имеют отверстия, сквозь которые пропускается поперечная труба, опирающаяся на раму.
Необычный способ крепления подсказывает, что мачта сухопутного буера должна быть короче мачты виндсерфера и сухопутного виндсерфера, с которым можно познакомиться в соответствующих статьях. Объясняется это просто. Во-первых, под действием силы ветра (эта сила приложена к парусу на достаточно большой высоте) сухопутный буер может опасно накрениться и даже опрокинуться. Во- вторых, большим четырехметровым парусом управлять сухопутным буером сидя очень трудно. Вот почему высоту мачты следует ограничить 3100 мм.
Для изготовления мачты и гика сухопутного буера чаще всего используют дюралюминиевые трубы: диаметром 35—40 мм для мачты и диаметром 22—28 мм для гика. Реже применяется стеклоткань. Предлагаем воспользоваться деревом как наиболее доступным материалом. Выстругайте четыре рейки квадратного сечения 20*20 мм и длиной 3000 мм (две из сосны или ели и две из дуба). Рейки необходимо склеить так, чтобы образовался брус сечением 40*40 мм. После того как клей просохнет, брус нужно обстругать, придав ему от основания и до высоты 1,3 м форму цилиндра, а выше — усеченного конуса (см. рис. ниже). Готовую мачту сухопутного буера покройте три раза горячей олифой.
По такой же технологии изготовьте гик сухопутного буера. Только для него вам потребуется пять реек, выструганных из твердого дерева (дуб, ясень), длиной 1800 мм и сечением 32*6 мм. Склейте рейки так, чтобы получился брус сечением 32*30 мм. После того как клей просохнет, обстругайте его, на одном конце сделайте сечение 30*30, на середине 30*28 мм, на другом конце 28*28 мм. Готовый гик два-три раза покройте горячей олифой.
Теперь можно приступать к выкройке паруса для сухопутного буера. Воспользуемся полотнищами обычной хлопчатобумажной ткани. У яхтсменов существует правило: парус кроится только после того, как будет известен прогиб мачты. Прогиб влияет на величину серпа передней шкаторины, которая должна соответствовать 2/3 величины прогиба мачты, а кромки серпа — форме прогиба мачты.
Разложите ткань на большой ровной площадке во дворе и рулеткой тщательно разметьте длины шкаторин. В углах будущего паруса сухопутного буера забейте гвоздики и натяните между ними шпагат так, чтобы на полотне получился треугольник со сторонами, равными длине шкаторин. Затем, оттягивая шпагат и закрепляя его гвоздиками, перенесите с чертежа размеры серпов. Мягким карандашом или мелком наметьте максимальные габариты паруса сухопутного буера. На подгибку шкаторин, на карманы, которыми парус надевается на мачту и гик, на усадку ткани при сшивании не забудьте оставить припуск. Величина припуска будет разной. Учтите, что на подгибку шкаторин он будет составлять около 50 мм, на подгибку вокруг гика уже 150 мм, а вокруг мачты — 200 мм. Парус для сухопутного буера прострочите на швейной машинке зигзагом — этот шов наиболее прочный и не создает складок и морщин на ткани. Чтобы окончательно разметить шкаторины, лат-карманы, усиливающие накладки в углах, сшитые между собой полотнища снова положите на пол. С особой тщательностью разметьте серп передней шкаторины.
К передней и нижней шкаторинам пришейте карман. Верхнюю часть крепко-накрепко зашейте внахлест, ведь в нее упирается мачта. В средней части нижней шкаторины нужно вырезать прямоугольное отверстие для крепления гика-шкота — веревки, с помощью которой вы будете управлять парусом сухопутного буера. В нижних углах паруса установите люверсы диаметром 14 мм. Все углы еще необходимо усилить накладками из прочной ткани — боутами. Перпендикулярно задней кромке нашейте на парус лат-карманы. Верхние концы их не зашивайте — после окончания работы над парусом вставьте в них тонкие деревянные линейки. А теперь наденьте парус на мачту и гик сухопутного буера, притяните галсом к стойке, привяжите к гику шкот — капроновый шнур диаметром 8 мм и длиной 2—2,5 м и отправляйтесь испытывать свой сухопутный буер.
И в заключение несколько слов об управлении парусом. На сухопутном буере буере установлен так называемый косой, несимметричный парус, расположенный по одну сторону от мачты. Такие паруса работают подобно крылу самолета, подводному крылу или лопасти гребного винта: при обтекании паруса потоком воздуха на его подветренной (выпуклой) стороне создается разрежение, на наветренной (вогнутой) — повышенное давление. Это небольшое отступление понадобилось для того, чтобы вы лучше поняли, какие силы действуют на сухопутный буер. Суммарное действие давлений нетрудно привести к результирующей силе, которую можно разложить на силу тяги, движущую сухопутный буер вперед, и силу дрейфа, сносящую его в сторону. При боковом ветре сухопутный буер будет заносить в сторону. На неровностях почвы сила сцепления колес уменьшается, колеса начнут проскальзывать, а сам сухопутный буер поедет не прямо, а вбок. Особенно заметным это проскальзывание будет тогда, когда сухопутный буер идет курсом бейдевинд — под углом около 35° к встречному ветру. Сила дрейфа в этом случае, будет вчетверо превышать силу тяги. При направлении ветра, перпендикулярном борту (галфвинд), эти силы примерно равны. И наконец, только при попутном ветре (фордевинде) сила дрейфа будет практически отсутствовать. Вот почему начинающему буеристу следует учитывать не только силу и направление ветра и правильно ставить парус, но и уметь маневрировать рулем, тем самым сводя силу дрейфа к минимуму.
Статья подготовлена по материалам журнала «Юный техник».
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи