Сухопутный виндсерфер – парусник на колесах
Спорт |
Сегодня мы познакомим вас с сухопутным вариантом виндсерфера. Парусник на колесах – сухопутный виндсерфер. Но коль скоро речь зашла о парусном спорте, если не нарушать утвердившуюся традицию в терминологии яхтсменов, то можно назвать наш парусник на колесах английским словом «виндборд» (wind — ветер, board — доска).
Наш парусник оснащен маленькими резиновыми колесами-роликами, поэтому «ходить» на нем удобнее всего по асфальтовым или укатанным грунтовым площадкам. Но для сухопутного виндсерфера подойдут колеса и побольше, например, от детского самоката или велосипеда. В этом случае постигать основы парусного спорта можно практически на любом грунте — везде, где нет машин и пешеходных дорожек.
Оригинальная шарнирная подвеска шасси делает парусник маневренным и относительно легко управляемым, поэтому новый спортивный снаряд придется по душе и поклонникам виндсерфинга. Для них парусник на колесах будет отличным сухопутным тренажером.
Конструктивно парусник, как мы уже говорили, напоминает виндсерфер. Парусное вооружение можно смело заимствовать у виндсерфера, а вот доску-корпус придется делать заново. С нее и начнем.
Корпус снаряда состоит из двух основных узлов — доски-платформы и двух шасси: переднего и заднего.
Платформу проще всего изготовить из твердого дерева. Попробуйте подыскать для нее широкую доску толщиной 20—25 мм без свилей, сучков и сколов. Вычертите на бумаге шаблон для разметки платформы. На обструганную с обеих сторон заготовку положите бумажный шаблон и очертите его карандашом по контуру. Аккуратно вырежьте ножовкой платформу. Разметьте переднюю и заднюю оконечности, то есть те части доски, которые необходимо загнуть. Нагрейте на плите ведро с водой. Опустите в кипящую воду передний край доски и «проварите» дерево в течение часа-полутора. Кипящая вода вытеснит пузырьки воздуха, содержащиеся в древесине, и вы легко сможете загнуть конец заготовки под нужным вам углом. Сгибайте доску в специальном приспособлении — на стапеле, или, как его еще называют, цулаге (см. рисунок «Изготовление гика»).
Если вам не удастся найти широкую доску для платформы, склейте ее из отдельных реек. В этом случае «варить» дерево не нужно: платформу наберите и склейте из реек прямо на цулаге. Есть и другой способ изготовления платформы — из пенопласта. Полосы пенопласта сначала склеивают между собой эпоксидной смолой или бензолом, а затем обклеивают стеклотканью. Напоминаем: работать с эпоксидной смолой и стеклотканью разрешается только в хорошо проветриваемом помещении или на улице. Чтобы увеличить прочность пенопластовой платформы, советуем места крепления переднего и заднего шасси усилить сверху и снизу металлическими полосками 300*200 мм.
Деревянную платформу хорошенько зачистите напильником и крупной шкуркой, после этого беритесь за изготовление ходовой части парусника — шасси.
Переднее и заднее шасси сухопутного виндсерфера одинаковые. Отличаются они друг от друга расположением на платформе. На первый взгляд конструкция шасси не внушает доверия: ось с колесами вынесена вперед, и создается впечатление какой-то шаткости и разболтанности. Но приглядитесь повнимательнее: именно в этом как раз и скрыт весь смысл устройства.
Оба колеса-ролика с запрессованными в них подшипниками вращаются на оси, жестко закрепленной на кронштейне. Кронштейн шарнирно соединен со скобой, которая винтами М5 привинчена к стойке. Между скобой и кронштейном проложен резиновый амортизатор с прорезью для соединяющего скобу и кронштейн болта-пальца. Палец опирается на резиновую прокладку гнезда.
Теперь проследим, как работает подвеска.
Предположим, вам нужно сменить курс: например, повернуть влево. Вы устанавливаете соответствующим образом парус на ветер, немного отклоняетесь в сторону поворота, переносите опору на правую ногу и перемещаете таким образом центр тяжести немного назад. Основная нагрузка падает на заднее шасси и боковую кромку платформы. Как вы уже знаете, кронштейн соединен со скобой шарнирно, поэтому амортизатор под нагрузкой сжимается, платформа наклоняется, и кронштейн, а вместе с ним и ось поворачиваются — направление движения меняется. Так осуществляется поворот.
Платформа, попадая на камешек или в ямку, естественно, слегка подпрыгивает. В этом случае основная нагрузка падает на палец, который, опираясь на резиновую, прокладку, вложенную в гнездо, выполняет функции своеобразного амортизатора. Вертикальные колебания платформы «гасит» не только прокладка, но и амортизатор. Так работают обе подвески — просто и практично.
Пожалуй, самая трудоемкая деталь шасси — колеса. Их нужно «выпечь» из сырой резины. Есть сырая резина у автолюбителей (сырой резиной вулканизируют камеры и покрышки). Колеса «выпекают» при температуре 130—140° в специальной пресс-форме. Матрицу и пуансон для вулканизации колес вам придется выточить своими руками. Самый простой способ найти колеса – это снять их со скейтборда или роликовых коньков (но на одно колесо сухопутного виндсерфера нужно как минимум два колеса от роликовых коньков). На худой конец можно использовать и колеса от больших детских игрушек (в этом случае также на одно колесо сухопутного виндсерфера нужно как минимум два колеса от игрушки).
Стойка — силовой элемент шасси, поэтому изготовьте ее из стали толщиной 3 мм. А вот для скобы и втулки подойдет и двухмиллиметровая сталь. Под опорный палец можно приспособить длинный болт М10, закрепив его на кронштейне гайками М10. Подкладывая под головку болта шайбы и изменяя, таким образом, его длину, а также отвинчивая и завинчивая гайки, вы можете регулировать жесткость опоры подвески. Монтаж шасси на платформе, думаем, не вызовет у вас затруднений, поэтому поговорим о парусном вооружении сухопутного виндсерфера.
На нашем сухопутном виндсерфере установлена мачта (соответственно и парус) уменьшенного размера. Объясняется это просто: с большим четырехметровым парусом начинающему не справиться.
Для изготовления мачты и гика обычно используют дюралюминиевые трубы диаметром 35—38 мм — для мачты и диаметром 22—28 мм — для гика, стеклоткань или дерево. Мы выберем дерево, как наиболее доступный материал.
Лучшая древесина для мачты и гика — мелкослойная сосна и ель, а также ясень, бук, дуб. Подготовьте четыре квадратных бруска (два из сосны или ели, два — из ясеня, бука или дуба) сечением 20*20 мм и длиной 3,5 м. Склейте бруски по схеме: ясень (бук, дуб) — сосна (ель) — сосна (ель) — ясень (бук, дуб). Обстругайте заготовку так, чтобы у основания (примерно до высоты 1,3 м) мачта имела форму цилиндра, а начиная с 1,3 м — конуса. Покройте два-три раза мачту горячей олифой и приступайте к изготовлению гика. Он склеивается из пяти реек сечением 32*6 мм (внешние рейки из твердого дерева). Чтобы гик имел необходимую стрелку прогиба, склейте рейки на цулаге, причем заготовки крепите в приспособлении так, чтобы стрела прогиба была на 18—20 мм больше, чем указано на чертеже. Теперь обстругайте склеенную заготовку так, чтобы сечение готового гика, точнее, сечение половинки гика, было в середине 30*30, у мачтового конца — 30*25, у гикового — 28*28 мм. Гиковые концы половинок соедините болтом М8*60, заложив между ними клиновый брусок, а мачтовые — дюралевыми полосами 30*3 мм.
Мачта удерживается в гнезде платформы с помощью шарнира. Предлагаем вам на выбор два варианта. Первый — стационарный шарнир. Он собирается из двух толстых ушек, одно из которых на конце имеет резьбу, и трубки-гнезда.
Второй вариант — разъемный шарнир. Конструкция его и материалы, из которых он изготавливается, приведены на рисунке. Для крепления галса установите на мачте обушок.
И наконец, парус. На сухопутном виндсерфере это не только элемент, создающий тягу, но и своеобразный руль. Ходовые качества парусника во многом зависят от раскроя паруса. Наиболее подробно о раскрое и изготовлении паруса мы останавливались в статьях «Виндсерфер своими руками», «Сухопутный буер своими руками».
Надевая парус на мачту, притяните его галсом к обушку, прикрепите гик с одной стороны резиновой стежкой и старт-шкотом, с другой — грота-шкотом. Для старт-шкота (его длина 1,5 м) и грота-шкота, а также других снастей используйте капроновый шнур диаметром 6—8 мм.
Итак, основная работа закончена. Остается покрасить платформу краской, нарисовать на парусе эмблему и, облачившись в защитное обмундирование: шлем, налокотники, наколенники, можно смело выходить на испытание сухопутного виндсерфера.
Управляется сухопутный виндсерфер примерно так же, как обычный виндсерфер. Об основах управления виндсерфером вы можете прочитать в статье «Виндсерфер своими руками».
Статья подготовлена по материалам Журнала «Юный техник».