100 великих изобретений - Часть 11
Познавательное |
Аналогичным способом уже собираются игольчатые подшипники и некоторые узлы двигателей на Ярославском автозаводе. Свой оригинальный метод, на который ему выдано авторское свидетельство, изобретатель назвал магнитной сборкой. Метод, казалось бы, неплохой, но у него есть существенный недостаток: он годится только для магнитных материалов. А как быть, если детали сделаны не из стали или чугуна, а из латуни или цинка? Можно ли в этом случае применить магнитную сборку? Вспомните, как врачи удаляют металлические соринки, попавшие в глаз. К глазу подносят сильный электромагнит, и соринка сама выскакивает ему навстречу. Если окажется, что соринка из немагнитного материала, через соленоид — катушку проволоки — пускают переменный ток. При этом в соринке возникают вихревые токи, образуется магнитное поле, и результат получается прежний: соринка прилипает к электромагниту. Так и в сборке. Достаточно постоянный ток заменить переменным, как и у немагнитных деталей появятся магнитные свойства. Магнитная сборка предоставляет широкие возможности для создания собирающих автоматов. В наш автоматический век она найдет широчайшее применение прежде всего на подшипниковых заводах-автоматах, где в корне изменит, упростит многие технологические операции, сделает более надежным оборудование. Ткацкий станок — магнитныйпулемет Ткацкий цех дает о себе знать издалека. Ровный гул выплескивается на улицу из широких окон. Это работают ткацкие станки. Значительно усовершенствованный во всех своих частностях, ткацкий станок остается принципиально тем же, каким он был в своем первозданном виде.
И несмотря на то, что применение автоматических станков в несколько раз повышает производительность труда, ткачество остается самым трудоемким процессом в текстильном производстве. Оно поглощает 40 — 50 процентов затрат труда, расходуемого на все операции, начиная от прядения и кончая отделкой ткани. Недостатки ткацкогостанка видны невооруженным глазом. Это грохочущая, остервенело вибрирующая машина. Взад- вперед летает челнок — деревянная ладья с металлическими «кормой» и «носом». В ладье уложена шпуля — катушка с нитью, разматываемой по пути. Челнок прокладывает один за другим поперечные элементы ткани, именуемые утком. Продольные — основа — раздвинуты и образуют зев, проход для челнока. Пронзил челнок зев, оставил в нем нить и замер на другом конце станка. Тут же батан — громоздкая деревянная перекладина с металлическим гребнем — как бы причесывает основу, плотно прибивая уточную нить к таким же поперечным нитям, проложенным ранее. Батан тоже совершает возвратно-поступательные броски, только перпендикулярно к движению челнока. Прикинем на ладони вес какого-либо из «отдыхающих» челноков. Граммов 300, а то и все 500. В существующих станках при ширине ткани 100 см челнок летит со скоростью всего лишь 16 м/сек, то есть примерно «в ногу» с пассажирским поездом. Это очень медленно. Ведь уже проектируются станы, которые будут катать металл со скоростью, превышающей скорость курьерского поезда. Но чтобы придать челноку даже его нынешнюю «черепашью» скорость, надо приложить к нему силу, раз в 20 —50 превышающую вес самого челнока, то есть килограммов 20 — 25. Постоим около станка и попробуем подсчитать, сколько таких ударов должна произвести и погасить машина за минуту, за час. В минуту — 200 — 240 ударов. Значит, в час — около 13 тысяч, в смену — около 300 тысяч ударов! Это удары только от челнока, а надо еще учесть сотрясающую работу батана. В общем динамические условия, в которых находится ткацкий станок, весьма незавидные, машина интенсивно разлаживается. Еще один принципиальный и вопиющий недостаток конструкции заключается в том, что вес челнока с пряжей более чем в 100 тысяч раз превышает вес нитки, прокладываемой им за один проход.