100 великих изобретений - Часть 27
Познавательное |
Вот почему изобретение профессора И. С. Песчанского и старшего научного сотрудника Арктического и Антарктического института 3. И. Швайштейна заслуживает серьезного внимания. Ледорезное судно, предложенное ими, работает по иному принципу, нежели ледокол. Носовая часть его опущена ниже нижней поверхности ледяного покрова и слегка наклонена в сторону грунта. В этой части установлены дисковые фрезы или пилы. Фрезы вгрызаются в толщу льда и образуют ряд параллельных щелей-прорезей. При движении судна вперед распиленные бруски льда, точно огромные куски сахара-рафинада, обламываются и наползают на транспортер. Транспортные устройства — бесконечные цепи и поперечные планки — поднимают льдины на палубу и по специальным наклонным плоскостям сбрасывают груз далеко в стороны от судна. Для этого направляющие плоскости вынесены на определенное расстояние за борт. Ледорез прокладывает канал шириной около 16 метров. Причем канал — что очень важно — совершенно чистый. Новое судно уже бороздило ледяные поля и показало свою работоспособность. Правда — в опытном, искусственно замороженном бассейне, и судно это имело размеры с... детскую коляску.
Но это не важно. Модель — прообраз будущей техники. И тот факт, что модель ледореза легко преодолевала лед, вдвое-втрое более толстый, чем свои соображения Ю. А. Аршеневский.— Надо попробовать и сильные струи воды, и электрические методы, и, быть может, что-то еще. Я не уверен, что распиленные (или раздробленные) глыбы льда надо транспортировать по верху, а не под судном. Все это требует экспериментов. Но нет сомнения, что принципиальное решение многообещающе. Оно сулит нам простую машину, которая позволит расширить сроки навигации, которая будет создавать в неподвижных льдах значительные акватории чистой воды для различных работ, выполняемых на дне, и так далее. А значит, над ней стоит работать. Самоход-ползун Чудесной вездеходной машине, построенной героями романа Жюля Верна «Паровой дом», были открыты все дороги. Фантазия романиста наделила этот сухопутный корабль — механический слон — замечательными свойствами, позволяющими ему с завидной легкостью преодолевать любые препятствия. Создать такой вездеход в действительности чрезвычайно трудно. Все известные до сих пор машины на гусеницах, на шинах с низким давлением воздуха, автомобили-амфибии и автомобили- снегоходы удается применить далеко не всюду. Гусеничные амфибии, снабженные водяным винтом, хорошо плавают по чистой воде и не боятся бездорожья, но не умеют ползать по топким болотам.