100 великих изобретений - Часть 30
Познавательное |
Что делать? — Очень просто, — отвечают изобретатели инженеры Н. А. Радиков- ский, М. И. Иванов, И. П. Бородачев, X. X. Ами- ров.— Не надо плавить весь снег, нужно только чуть-чуть прогреть его. При этом появится немного влаги, и она надежно его сцементирует. Правда, снег придется при этом как следует перемешать. Сказано, сделано. Изобретатели сконструировали и построили оригинальную машину. Она ставится на полозья, и по снежной целине со скоростью нескольких километров в час ее тащит тягач. Специальная быстровращающаяся фреза захватывает своими острыми зубьями примерно полуметровый верхний слой снега, измельчает, перемешивает и в виде тончайшей серебряной пыли бросает в тепловую камеру. Здесь шипящие факелы форсунок пронизывают всю толщу летящих частиц и слегка оплавляют их. Затем алмазный дождь утрамбовывается массивной плитой, вибрирующей со скоростью четырех тысяч колебаний в минуту.
И хотя в среднем температура всей снежной массы повышается не больше, чем на один градус, присутствия тончайших прослоек влаги и пара оказывается достаточным, чтобы тщательно перемешанный и измельченный снег смерзся в высокопрочный однородный массив. Аэродрому, покрытому такой снего-ледяной плитой, не страшны кратковременные оттепели, его можно построить в любом месте за несколько часов. Да разве только аэродромы? Новым способом чрезвычайно удобно и дешево строить автомобильные дороги, особенно нужные в лесной промышленности. Ведь сквозь дремучие леса обыкновенных дорог не построишь, да и не выгодно это: вырубили на участке деревья, и дорога становится ненужной. А надо сказать, что бездорожье — основная трудность на лесозаготовках. Победу над бездорожьем принесут тысячи километров снего-ледяных дорог. Новые дорожные машины можно смело назвать ледяными комбайнами: идет такой комбайн по снежному полю, а за ним движется целая колонна автомобилей, и никакие заносы, бездорожье и вьюги им не страшны. Вагоны едут поперек рельсов Очень много времени на железных дорогах до сих пор отнимает формирование поездов. Хотя современные сортировочные горки механизированы, оборудованы счетно-решающими приборами, радарами, телевизионной связью, специальными тормозными устройствами, основные принципы их работы остаются старыми. Чтобы отцепить вагон из середины состава и прицепить его к другому поезду, приходится выполнять длительные и сложные маневры. Диспетчер (пусть даже автоматический) вынужден решать головоломные задачи, в которых участвуют сотни вагонов, десятки тупиков, стрелок, паровозов. К тому же строительство сортировочных горок обходится дорого, для них нужно прокладывать многие километры лишних путей, держать огромное количество маневровых локомотивов. А вагоны все равно простаивают. Как ускорить формирование составов?