100 великих изобретений - Часть 29
Познавательное |
Но ничего страшного не происходит. Стоило крыльям чуть-чуть отклониться своими передними кромками в сторону поворота, как образовалась аэродинамическая подъемная сила, противоположная центробежной. Автомобилю с крыльями не страшны никакие заносы: по мере увеличения скорости растут обе силы, тах что машина всегда остается в равновесии. А как определить во время быстрой езды, на сколько нужно повернуть крылья? Об этом не беспокойтесь, специальная передача, связанная с рулем, сама определит в зависимости от скорости и крутизны поворота необходимый угол. И еще одна маленькая, но существенная подробность. Поворачивать сами крылья, по которым хлещет сильный воздушный поток, шоферу было бы тяжело. Поэтому изобретатель сделал так, как уже давно делают в авиации. На кончиках больших он поставил совсем маленькие крылышки-триммеры. Их-то шоферу повернуть ничего не стоит. А уж триммеры повернут и большие крылья. Невесомые прицепы Могучий вездеход-тягач движется по размытой дождями проселочной дороге, запросто пересекает небольшие речушки и легко карабкается по глинистым откосам берега. Сам вездеход ничем не примечателен. Но вот что удивительно — за вездеходом движется целый поезд тяжелогруженых прицепов-платформ. Несмотря на грузы, колеса платформы только чуть-чуть касаются размытой земли, и прицепы, словно по воздуху, летят за тягачом. Действительно, они... невесомы. Вернее, их держит на весу невидимая упругая воздушная подушка. Днище каждого прицепа — это большая плоская коробка, внутри которой вращаются два горизонтально расположенных вентилятора. Вентиляторы засасывают воздух и через кольцевую щель внизу платформы с силой выбрасывают его вниз. Таким образом, между дном платформы и землей все время возобновляется слой сжатого воздуха — воздушная подушка. Автомобили на воздушной подушке уже известны, их конструируют и в нашей стране, и за границей.
Но у них есть существенный недостаток. Кроме затрат энергии на поддержание воздушной подушки, необходимы еще мощные двигатели (реактивные или с воздушным винтом), которые тянули бы «автолет» вперед. А если откажут двигатели вентиляторов, он беспомощно плюхнется на землю. Машины-прицепы, изобретенные московскими инженерами Ф. Е. Межевичем и Б. М. Фиттерманом, совмещают в себе достоинства обычных автомобилей и «автолетов» на воздушной подушке. У них есть пара колес или лыж, их тянет вездеход, следовательно, не нужны дополнительные весьма дорогие и сложные воздушно-реактивные двигатели или винты. А воздушная подушка обеспечивает им проходимость даже в условиях полного бездорожья. Комбайн ледяных дорог Сквозь свист атмосферных разрядов пробились знакомые позывные. Черная полярная ночь ожила. Далекие звуки «морзянки» радостной музыкой все еще раздаются в ушах. Но радист уже встал. Не терять ни минуты! Завтра сюда должны прибыть самолеты. Скорее на аэродром! И полярники снова и снова расчищают посадочную площадку, убирают п^таистые сугробы, срубают твердокаменные ледяные торосы. Впрочем, можно подготовить аэродром и другим способом. Если слой снега чересчур толст да вдобавок еще под ним неровная почва, лучше просто уплотнить снег, пропитать его водою, заморозить в толстый ледяной слой. Но где взять воды, ведь нужны тысячи тонн! Правда, можно растопить лишь часть снега, но это принесет мало пользы: снег расплавится только с поверхности и получится тонкая, очень непрочная ледяная корка. Ну, а чтобы сделать толстую корку, понадобит- ся столько тепла, что никаких запасов горючего не хватит.