100 великих изобретений - Часть 26
Познавательное |
ПРЕВРАЩЕНИЕ ПЯТОЕ,
в ходе которого выясняется способ путешествия по Венере и решается вопрос, нужны ли автомобилю крылья, а кораблю — зубы.
Корабль грызет лед 17 октября 1898 года Мария Николаевна Васильева, жена капитана, разбила об острый форштевень корабля бутылку шампанского и торжественно произнесла: — Да будет имя твое «Ермак»! Под звуки оркестра и восторженные восклицания толпы корабль осторожно миновал стапельную дорожку и спустился на воду. Так начал свою необыкновенно долгую и героическую жизнь первый в мире мощный линейный ледокол. Он жив, деятелен, имеет отличную форму и по сей день. Но, конечно, «Ермак» — дедушка ледокольного флота, нынешние корабли куда более грозная сила в борьбе со льдами. Как известно, две трети границ Советского Союза — моря и океаны, но все моря надолго или ненадолго, целиком или частично замерзают. Ледяные кандалы сковывают Финский и Рижский заливы Балтийского моря, устье Днепра и Буга, Одесский порт. В Азовском и северной части Каспийского моря нарушается нормальное плавание. На востоке страны подо льдом томятся Амурский залив, пролив Лаперуза, Японское и Охотское моря... Реки тоже замирают на зиму в ожидании весеннего освобождения.
Ну и, конечно, больше всего бесчинствуют льды на Великом Северном морском пути. И хотя ледокольный флот нашей страны обширен, хотя есть ледокольные суда разных мощностей и назначений, все же до сих пор борьба со льдом остается актуальной проблемой водного транспорта. Пока еще в портах Арктики и в замерзающих неарктических портах начало и продолжительность навигации определяются главным образом состоянием льдов в прилегающих проливах, бухтах и на подступах к ним. Весной из-за томительно медленного таяния ледяного панциря прибывшие суда часто не могут подойти к берегу для разгрузки и погрузки и вынуждены «скучать» в ожидании, когда взломается припай. А осенью, после ледостава, когда ледяная корка не так уж толста, в большинстве даже неарктических портов наступает затишье, навигация прекращается. Ледокол, несомненно, самое эффективное из существующих ныне средств борьбы со льдами. Его рабочий орган — наклоненный острый форштевень и собственный вес. Вползая на льдину, корабль обламывает ее своим носом, прокладывая дорогу идущим вслед судам. Но не всегда ледокол выходит победителем в этом единоборстве: если дрейфующие льдины он преодолевает успешно, то в сплошных неподвижных ледяных полях часто оказывается малоэффективным. Есть и еще один существенный недостаток у «ледового поводыря»: он оставляет за собой тяжелую дорогу. Движущиеся позади суда должны проявлять виртуозную ловкость, находчивость, умение, чтобы не задеть бортом плавающие глыбы. Глыбы эти скоро смерзаются, и тогда канал, проложенный ледоколом, становится трудно преодолимым. Последнее обстоятельство имеет существенное значение, так как в устьях рек и в портах проход судов возможен только по узкому каналу, проложенному во льдах. — Поиски новых средств активной борьбы со льдами — актуальная задача,—сказал главный инженер Главсевморпути Ю. А. Аршеневский.